Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Промо 2

Интерактивное обучение

В педагогике различают несколько моделей обучения:
  • пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)
  • активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)
  • интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели. 
Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.
 
Технологии интерактивного обучения 
  • Работа в парах.
  • Ротационные (сменные) тройки.
  • Карусель.
  • Работа в малых группах.
  • Аквариум.
  • Незаконченное предложение.
  • Мозговой штурм.
  • Броуновское движение.
  • Дерево решений.
  • Суд от своего имени.
  • Гражданские слушания.
  • Ролевая (деловая) игра.
  • Метод пресс.
  • Займи позицию.
  • Дискуссия.
  • Дебаты.
 
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество.
Каждый учитель может самостоятельно  придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.
Очень нравится учащимся такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.
Технология Аквариум заключается в том, что несколько учащихся разыгрывают ситуацию в круге, а остальные  наблюдают и анализируют.
Броуновское движение предполагает движение учащихся по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учащихся. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают  на деревьях соседей свои идеи.
Часто используют и такую форму интеракции, как Займи позицию. Зачитывается какое-нибудь утверждение и учащиеся должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Нужно, чтобы они учились объяснять свою позицию.
Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для  достижения поставленных учебных целей.

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Каковы основные характеристики "интерактива"? Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы для обучения праву. Наиболее известные из них - "большой круг", "вертушка", "аквариум", "мозговой штурм", "дебаты". Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у учащихся имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Так, например, нет смысла в групповом обсуждении вопроса о том, каким должно быть наказание за хищение или какой должна быть ставка налога. Важно, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от узкоэкономических (правовых, политических, исторических и пр.) вопросов к широкой постановке проблемы.

 

Источник: http://www.vashabnp.info/load/4-1-0-93 - Библиотека начинающего педагога


Внимание! Приёмная комиссия работает ежедневно с 9.00 до 18.00, в субботу с 9.00 до 16.00
Звоните (4012) 93-40-72, 93-51-31, 93-42-20
Организационное собрание слушателей Школы будущего студента состоится 12 октября в 18.00 Телефон для записи 8(4012) 93-42-20
×