Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Промо 3

Рекомендации по организации урока

Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность преподавателя и студента.

Признаки современного урока

  •  Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества.
  •  Вся деятельность преподавателя и студента должна осуществляться с учетом новейших достижений психологической науки и передовой педагогической практики.
  •  Наличие многоплановых целей (на какой результат направлены действия: изучить, узнать научиться, овладеть, усвоить, уменьшить число ошибок и т.п.).
  •  Постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих целей.
  •  Деятельностный подход в обучении.
  •  Изменение соотношения функций преподавателя и студента в учебном процессе.
  •  Активизация познавательной деятельности студентов, развитие их инициативы и творчества.
  •  Оптимизация содержания обучения.
  •  Комплексный подход к организации учебного процесса.
  •  Совершенная структура урока.
  •  Соотношение рационального и эмоционального на уроке.
  •  Единство формирования знаний, умений и навыков студентов (практических, умственных, специальных и общих) на трех уровнях.
  •  Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций.
  •  Оперативная обратная связь.
  •  Высокий, но посильный темп урока.
  •  Эмоциональный подъем на уроке.
  •  Наличие НОТ преподавателя и студента.
  •  Наличие благоприятного психологического микроклимата.

Условия организации современного урока

Социально-педагогические

  •  Наличие квалифицированного, творчески работающего преподавателя с хорошей научной, дидактической и методической подготовкой.
  •  Наличие сплоченного, дружного коллектива студентов с правильно сформированной ценностной ориентацией.
  •  Наличие хорошей учебно-материальной базы (хороший учебник, учебно-методические комплекты и наглядные пособия, ТСО, соответственно оборудованное помещение).
  •  Наличие благоприятного психологического микроклимата, хороших отношений между студентами и преподавателем, основанных на взаимном уважении, на любви педагога к детям.

Психолого-дидактические

  •  Соблюдение психологических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса.
  •  Высокий уровень обученности студентов, соответствующий данному моменту, этапу обучения.
  •  Наличие достаточного уровня сформированности мотивов учения, обеспечивающего интерес студентов к самостоятельной познавательной деятельности.
  •  Применение активных форм и методов обучения.
  •  Система работы по развитию умственных и познавательных способностей студентов.
  •  Целенаправленная работа по предупреждению отставания студентов, по профилактике их неуспеваемости.
  •  Научная организация педагогического труда, труда студента.

Требования к современному уроку

Дидактические требования к современному уроку

  •  Четкое формулирование образовательной цели в целом и ее составных элементов, ее связь с развивающими и воспитательными задачами.
  •  Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности студентов.
  •  Прогнозирование уровня усвоения студентами научных знаний сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах.
  •  Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения стимулирования и контроля. Их оптимального воздействия на каждом этапе урока.
  •  Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание раз личных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении.
  •  Реализация на уроке всех дидактических принципов.
  •  Создание условий для успешного обучения

Психологические требования к уроку

Психологическая цель урока:

  •  проектирование развития студентов в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
  •  учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
  •  предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие студентов.

Стиль урока

1) Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

  • соотношение нагрузки на память студентов и их мышление;
  • определение объема воспроизводящей и творческой деятельности;
  • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов преподавателя, из учебника, пособия) и в процессе самостоятельного поиска;
  • выполнение преподавателем и студентом проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
  • учет контроля, анализа и оценки деятельности студентов, осуществляемых преподавателем, а также взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа студентов;
  • соотношение побуждения студентов к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой;
  • установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

2) Особенности самоорганизации преподавателя:

  • подготовленность к уроку - главное осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;
  • рабочее самочувствие в начале урока и в ходе его (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
  • педагогический такт (случаи проявления);
  • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности студентов:

1) Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения:

  • планирование путей восприятия студентами изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
  • использование установок в форме убеждения, внушения;
  • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности студентов;
  • использование различных форм работы для актуализации в памяти студентов ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению).

2) Организация деятельности мышления и воображения студентов в процессе формирования новых знаний и умений:

  • определение уровня сформированности знаний и умений у студентов (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выводов);
  • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения студентов;
  • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы студентов на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности студентов);
  • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
  • использование различных видов творческих работ студентов (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформление работы);

3) Закрепление результатов работы:

  • формирование навыков путем упражнений;
  • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность студентов:

  • отношение студентов к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
  • возможные группы студентов по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы на уроке.

Учет возрастных особенностей студентов:

  • планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями студентов;
  • проведение урока с учетом сильных и слабых студентов; дифференцированный подход к сильным и слабым студентам.

Основные этапы современного урока

  • Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью студента к уроку.
  • Проверка домашнего задания (проверка пройденного материала бесполезна, если не имеет отношения к новому материалу).
  • Проверка знаний, умений и навыков студентов, необходимых для восприятия нового материала.
  • Постановка цели и задач урока перед студентами.
  • Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний - это центральное звено урока.
  • Первичная проверка понимания нового материала: организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу (возможна смена вариантов).
  • Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
  • Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
  • Домашнее задание к следующему уроку, в том числе ранее пройденного учебного материала, необходимого для восприятия следующей темы.
  • Подведение итогов урока, в том числе оценка деятельности студентов и объявление отметок.

 


Внимание! Приёмная комиссия работает ежедневно с 9.00 до 18.00, в субботу с 9.00 до 16.00

Звоните (4012) 93-40-72, 93-51-31, 93-42-20
×