Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Промо 2

Рекомендации по проведению урока - дискуссии

Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в  обучении, развитии и воспитании будущего специалиста.

Дискуссия  (от лат. discussio - рассмотрение, исследование) - способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений  в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.

Дискуссия обеспечивает активное включение студентов в  поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в  процессе группового взаимодействия. Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию.  В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и целостно -  ориентирующей деятельности студентов  в других технологиях и методах обучения: социально-психологическом тренинге, деловых играх, анализе производственных ситуаций и решений производственных задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия  сама включает в себя другие методы и приемы обучения: «мозговой штурм», «синектика», «анализ ситуаций» и т.д.

Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных и профессиональных задач.

Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества обучающихся, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности студентов, их эмоциональной включенности  в  учебный процесс.

Влияние дискуссии на личностное становление студента обусловливается ее целостно-  ориентирующей направленностью, созданием благоприятных условий для проявления индивидуальности, самоопределения в  существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции; для формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения.

Как и деловая игра, дискуссия диагностическим и психотерапевтическим потенциалами. Дискуссия  с коммуникативной точки зрения всегда полилогична. Но характер этого полилога[1] может быть разным: полилог → разноголосие → разногласие, защита каждым своей позиции, своей точки зрения → спор; полилог → многоголосие → согласие, взаимодополнение, совместное решение проблемы → диалог.

Существуют разные точки зрения по поводу сходства и различия спора и дискуссии: от их  противопоставления до рассмотрения спора как необходимого элемента любой дискуссии  или как отдельного типа дискуссии  Безусловно, наличие оппонентов, противоположных точек зрения всегда обостряет дискуссию, повышает ее продуктивность, позволяет создавать с их помощью конструктивный конфликт для более эффективного решения обсуждаемых проблем. Важно, чтобы спор не велся ради спора, ради стремления отстоять свою точку зрения, во что бы то ни стало и победить.

Использование того или иного типа дискуссии зависит от характера обсуждаемой проблемы и целей дискуссии.

Дискуссия- диалог чаще всего применяется для совместного обсуждения учебных и производственных проблем, решение которых может быть достигнуто путем взаимодополнение, группового взаимодействия по принципу «индивидуальных вкладов» или на основе согласования различных точек зрения, достижения консенсуса.

Дискуссия - спор используется для всестороннего рассмотрения сложных проблем, не имеющих однозначного решения даже   в  науке, социальной, политической жизни, производственной практике и т.д. Она построена на принципе «позиционного противостояния» и ее цель - не столько решить проблему, сколько побудить студентов задуматься над проблемой, осуществить «инвентаризацию» своих представлений и убеждений, уточнить и определить свою позицию; научить аргументировано отстаивать свою точку зрения и в то же время осознать право других иметь свой взгляд на эту проблему, быть индивидуальностью.

Условия эффективного проведения дискуссии в общем виде следующие: информированность и подготовленность студентов к дискуссии, свободное владение материалом, привлечение различных источников для аргументации отстаиваемых положений; правильное употребление понятий, используемых в   дискуссии, их единообразное понимание; корректность поведения, недопустимость высказываний, задевающих личность оппонента; установление регламента выступления участников; полная включенность группы в   дискуссию, участие каждого студента в  ней, для чего необходимо:

  • привлечь студентов к определению темы дискуссии, предоставив им возможность выбора темы из нескольких альтернативных,
  • проблемно сформулировать тему дискуссии, так, чтобы вызвать желание ее обсуждать,
  • расположить группу по кругу, устранить преграды, затрудняющие общение,
  • предоставить каждому студенту возможность высказаться ,
  • обучать студентов умению вести дискуссию, совместно вырабатывать правила и нормы групповой коммуникации;

В  дискуссии особая позиция преподавателя как руководителя  дискуссии, которая заключается в стимулировании обсуждения, консолидации мнений, подведении результатов работы. Личная позиция преподавателя по обсуждаемой проблеме не должна доминировать, хотя он может выступить в роли рядового участника дискуссии, не навязывая студентам свою точку зрения.

При организации дискуссии необходимо обратить особое внимание на размещение участников дискуссионного общения, которое зависит от типа и вида дискуссии. Экспериментальные исследования доказывают, что расположение в  пространстве влияет на позиции участников дискуссии. Экспериментально установлено, что для каждого вида дискуссии  существует определенная схема эффективного размещения ее участников. Так, для организации дискуссии - диалога,   в  процессе которой необходимо принять согласованные решения, более подходит расположение участников по кругу. Для дискуссии, основанной на позиционном противостоянии (например, для дебатов), более продуктивно будет расположение участников, отстаивающих разные точки зрения, друг против друга. Дискуссии, организуемые посредством поэтапного обсуждения проблемы сначала в  малых группах, затем общими силами, требуют иного расположения участников.

 

Подготовка преподавателя и студентов к дискуссии

 По степени управления различают свободные, не контролируемые ведущим и направляемые дискуссии. Дискуссии,  применяемые в  процессе обучения, являются преимущественно управляемыми преподавателем или студентом (при условии его готовности к ее организации).

Основные шаги при подготовке к дискуссии: выбор темы дискуссии, которая определяется целями обучения и содержанием учебного материала. При этом на обсуждение студентов выносятся  темы, имеющие проблемный характер, содержащие в  себе противоречивые точки зрения, дилеммы, задевающие привычные установки обучающихся. Целесообразно предложить студентам на выбор несколько вариантов проблем, связанных с конкретной учебной темой. В ситуации выбора происходит принятие студентами темы как значимой для себя, возникает мотивация к ее активному обсуждению;  тема разбивается на отдельные вопросы, которые сообщаются студентам. Указывается литература, справочные материалы, необходимые для подготовки к дискуссии. Организуется самостоятельная работа студентов.

 

Проведение дискуссии

Выделяется несколько этапов дискуссии.

Этап 1-й, введение в дискуссию:

  • формулирование проблемы и целей дискуссии;
  • создание мотивации к обсуждению - определение значимости проблемы, указание на нерешенность и противоречивость вопроса и т.д.;
  • установление регламента дискуссии и ее основных этапов;
  • совместная выработка правил дискуссии;
  • выяснение однозначности понимания темы дискуссии, используемых в ней терминов, понятий.

Приемы введения в дискуссию:

  • предъявление проблемной производственной ситуации;
  • демонстрация видеосюжета;
  • демонстрация материалов (статей, документов);
  • ролевое проигрывание проблемной ситуации;
  • анализ противоречивых высказываний - столкновение противоположных точек зрения на обсуждаемую проблему;
  • постановка проблемных вопросов;
  • альтернативный выбор (участникам предлагается выбрать одну из нескольких точек зрения или способов решения проблемы).

 

Этап 2-й, обсуждение проблемы: - обмен участниками мнениями по каждому вопросу. Цель этапа - собрать максимум мнений, идей, предложений, соотнося их друг с другом.

Обязанности преподавателя (ведущего):

  • следить за соблюдением регламента;
  • обеспечить каждому возможность высказаться, поддерживать и стимулировать работу наименее активных участников с помощью вопросов («А как считаете вы?», «Вы удовлетворены таким объяснением?», «Вы согласны с данной точкой зрения?», «Нам очень бы хотелось услышать ваше мнение» и т.д.);
  • не допускать отклонений от темы дискуссии;
  • предупреждать переход дискуссии в спор ради спора;
  • следить за тем, чтобы дискуссия не переходила на уровень межличностного противостояния и конфликта;
  • стимулировать активность участников в случае спада дискуссии.

 

Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения:

  • уточняющие вопросы побуждают четче оформлять и аргументировать мысли («Что вы имеете в  виду, когда говорите, что...?», «Как вы докажете, что это верно?»);
  • парафраз - повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать переосмысление и уточнение сказанного («Вы говорите, что...», «Я так вас понял?»);
  • демонстрация непонимания - побуждение студентов повторить, уточнить суждение («Я не совсем понимаю, что вы имеете в  виду. Уточните, пожалуйста»);
  • «сомнение» позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания («Так ли это?», «Вы уверены в  том, что говорите?»);
  • «альтернатива» - ведущий предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе;
  • «доведение до абсурда» - ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;
  • «задевающее утверждение» - ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет резкую реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное суждение и изложить свою точку зрения;
  • «нет-стратегия» - ведущий отрицает высказывания участников, не обосновывая свое отрицание («Этого не может быть»).

 

Этап 3-й, подведение итогов обсуждения:

  • выработка студентами согласованного мнения и принятие группового решения;
  • обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения в  ситуации, когда дискуссия не привела к полному согласованию позиций участников;
  • настрой обучающихся на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения;
  • совместная оценка эффективности дискуссии в  решении обсуждаемой проблемы и в  достижении педагогических целей, позитивного вклада каждого в  общую работу.

Виды групповых дискуссий 
 


[1] полилог - это форма одновременного общения и энергетического обмена больших групп людей


Внимание! Приёмная комиссия работает ежедневно с 9.00 до 18.00, в субботу с 9.00 до 16.00
Звоните (4012) 93-40-72, 93-51-31, 93-42-20
Организационное собрание слушателей Школы будущего студента состоится 12 октября в 18.00 Телефон для записи 8(4012) 93-42-20
×