Анализ и самоанализ учебного занятия
Качество и эффективность учебного занятия.
Качество и эффективность учебного занятия во многом зависит от умения преподавателя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки преподавателя к вдумчивому разбору своих действий и тех последствий и результатов, к которым они привели, или могут привести
При самоанализе самооценка базируется на анализе уже проведенного урока, когда преподаватель анализирует свой план, смотрит, что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно.
Любое учебное занятие оценивается по достижению цели:
- цели достигнуты;
- цели частично достигнуты;
- цели не достигнуты.
Самоанализ и анализ позволяет выявить то в учебном занятии, его структуре, методах, приемах преподавателя, что помешало достижению целей или, наоборот, привело к хорошему результату.
Виды анализа и самоанализа урока:
- краткий (оценочный): общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;
- структурный (поэтапный): выявление и оценка преобладающих элементов урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей студентов; системный: рассмотрение урока как единой, системы с точки зрения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений, навыков студентов, усвоения ими способов учения;
- полный: включает оценку реализации учебных задач, содержание и виды учебной деятельности студентов по следующим характеристикам: уровни усвоения студентами знаний и способов умственной деятельности, развитие студентов, реализация дидактических принципов и результативность урока;
- структурно-временной: оценка использования времени по каждому этапу занятия;
- комбинированный: одновременная оценка основной дидактической цели урока и структурных элементов;
- психологический: изучение обеспечения познавательной деятельности студентов развивающего типа;
- дидактический: анализ реализации и отбора методов, приемов и средств обучения и учения студентов, обработки учебного материала, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельности студентов и т. п.
- аспектный: рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности студентов:
- реализация задачи урока;
- использование развивающих методов;
- изучение способов активизации познавательной деятельности студентов;
- пути развития познавательного интереса;
- проверка и оценка знаний, умений и навыков;
- организация проблемного обучения.
- комплексный: одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы уроков).
Для самоанализа наиболее характерными являются такие виды как краткий, структурный, системный, структурно-временной, дидактический и аспектный анализ.
Примерная схема самоанализа:
- Место урока в системе уроков данной темы.
- Обоснование целей урока и выполнение намеченного плана,
- Краткая характеристика учебной группы, индивидуальные особенности и их учет.
- Выбор структуры урока, ее обоснованность.
- Мотивировка отбора учебного материала для урока, оценка содержания каждого этапа урока.
- Оценка оптимальности выбранных форм и методов, оценка их соответствия целям урока и содержанию, выполнению задач, удовлетворенность преподавателя уроком, меры по устранению недостатков.
- Атмосфера урока, характер взаимодействия преподавателя и студентов.
- Оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов.
Самоанализ полезно проводить сразу после состоявшегося урока и до начала следующего, когда можно учесть при подготовке что удалось, а что нужно исправить.
Целенаправленное изучение собственного опыта может проводиться в одном направлении и зависит от того, что является для преподавателя главным на данный момент: активизация познавательной деятельности студентов при усвоении новых знаний, развитие самостоятельной работы студентов при формировании навыков и умений и т. д.
Но не только самоанализ является для преподавателя повышением педагогического мастерства. Анализ уроков других преподавателей, знакомство с их методикой проведения уроков позволяет совершенствовать свое преподавание.
Одним из наиболее полезных для преподавателя видов анализа является дидактический.
Примерная схема дидактического анализа.
- Своевременность явки преподавателя на урок.
- Готовность к началу урока.
- Санитарное состояние аудитории и личная гигиена студентов.
- Организация групп.
- Подробный анализ проверки домашнего задания.
- Методы и приемы, используемые преподавателем при проверке пройденного материала и их соответствие поставленным целям.
- Ценность используемых методов и приемов проверки задания.
- Качество знаний студентов.
- Способы активизации группы во время проверки знаний, умений, навыков.
- Анализ поведения студентов на занятии.
- Анализ изложения нового материала или закрепление предыдущей темы:
- ясность и доступность изложения материала преподавателем;
- используемые методы и их соответствие целям урока.
- Используемые мыслительные приемы работы студентов.
- Анализ последнего этапа урока:
- домашнее задание: как задается, объем;
- осуществление подведения итогов, выставление оценок;
- своевременность окончания занятия.
Реализация воспитательных задач.
- Индивидуальный подход к студентам, сочетание его с коллективной работой.
- Умение организовать группу на учебную деятельность и поддержание дисциплины.
- Самообладание и педагогический такт.
- Владение голосом, правильность речи, дикция, темп, выразительность.
- Примеры ответов на вопросы по указанной схеме.
- Выводы и предложения.