Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Промо 3

Анализ и самоанализ учебного занятия

Качество и эффективность учебного занятия.

Качество и эффективность учебного занятия во многом зависит от умения преподавателя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки преподавателя к вдумчивому разбору своих действий и тех последствий и результатов, к которым они привели, или могут привести

При самоанализе самооценка базируется на анализе уже проведенного урока, когда преподаватель анализирует свой план, смотрит, что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно.

Любое учебное занятие оценивается по достижению цели:

  • цели достигнуты;
  • цели частично достигнуты;
  • цели не достигнуты.

Самоанализ и анализ позволяет выявить то в учебном занятии, его структуре, методах, приемах преподавателя, что помешало достижению целей или, наоборот, привело к хорошему результату.

Виды анализа и самоанализа урока:

  • краткий (оценочный): общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;
  • структурный (поэтапный): выявление и оценка преобладающих элементов урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей студентов; системный: рассмотрение урока как единой, системы с точки зрения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений, навыков студентов, усвоения ими способов учения;
  • полный: включает оценку реализации учебных задач, содержание и виды учебной деятельности студентов по следующим характеристикам: уровни усвоения студентами знаний и способов умственной деятельности, развитие студентов, реализация дидактических принципов и результативность урока;
  • структурно-временной: оценка использования времени по каждому этапу занятия;
  • комбинированный: одновременная оценка основной дидактической цели урока и структурных элементов;
  • психологический: изучение обеспечения познавательной деятельности студентов развивающего типа;
  • дидактический: анализ реализации и отбора методов, приемов и средств обучения и учения студентов, обработки учебного материала, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельности студентов и т. п.
  • аспектный: рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности студентов:
    • реализация задачи урока;
    • использование развивающих методов;
    • изучение способов активизации познавательной деятельности студентов;
    • пути развития познавательного интереса;
    • проверка и оценка знаний, умений и навыков;
    • организация проблемного обучения.
  • комплексный: одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы уроков).

Для самоанализа наиболее характерными являются такие виды как краткий, структурный, системный, структурно-временной, дидактический и аспектный анализ.

Примерная схема самоанализа:

  • Место урока в системе уроков данной темы.
  • Обоснование целей урока и выполнение намеченного плана,
  • Краткая характеристика учебной группы, индивидуальные особенности и их учет.
  • Выбор структуры урока, ее обоснованность.
  • Мотивировка отбора учебного материала для урока, оценка содержания каждого этапа урока.
  • Оценка оптимальности выбранных форм и методов, оценка их соответствия целям урока и содержанию, выполнению задач, удовлетворенность преподавателя уроком, меры по устранению недостатков.
  • Атмосфера урока, характер взаимодействия преподавателя и студентов.
  • Оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов.

Самоанализ полезно проводить сразу после состоявшегося урока и до начала следующего, когда можно учесть при подготовке что удалось, а что нужно исправить.

Целенаправленное изучение собственного опыта может проводиться в одном направлении и зависит от того, что является для преподавателя главным на данный момент: активизация познавательной деятельности студентов при усвоении новых знаний, развитие самостоятельной работы студентов при формировании навыков и умений и т. д.

Но не только самоанализ является для преподавателя повышением педагогического мастерства. Анализ уроков других преподавателей, знакомство с их методикой проведения уроков позволяет совершенствовать свое преподавание.

Одним из наиболее полезных для преподавателя видов анализа является дидактический.

Примерная схема дидактического анализа.

  • Своевременность явки преподавателя на урок.
  • Готовность к началу урока.
  • Санитарное состояние аудитории и личная гигиена студентов.
  • Организация групп.
  • Подробный анализ проверки домашнего задания.
  • Методы и приемы, используемые преподавателем при проверке пройденного материала и их соответствие поставленным целям.
  • Ценность используемых методов и приемов проверки задания.
  • Качество знаний студентов.
  • Способы активизации группы во время проверки знаний, умений, навыков.
  • Анализ поведения студентов на занятии.
  • Анализ изложения нового материала или закрепление предыдущей темы:
    • ясность и доступность изложения материала преподавателем;
    • используемые методы и их соответствие целям урока.
  • Используемые мыслительные приемы работы студентов.
  • Анализ последнего этапа урока:
    • домашнее задание: как задается, объем;
    • осуществление подведения итогов, выставление оценок;
    • своевременность окончания занятия.

Реализация воспитательных задач.

  • Индивидуальный подход к студентам, сочетание его с коллективной работой.
  • Умение организовать группу на учебную деятельность и поддержание дисциплины.
  • Самообладание и педагогический такт.
  • Владение голосом, правильность речи, дикция, темп, выразительность.
  • Примеры ответов на вопросы по указанной схеме.
  • Выводы и предложения.

Внимание! 8 апреля в 14.00 ждём абитуриентов и их родителей на День открытых дверей!!! Звоните (4012) 93-40-72, 93-51-31
×