Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Промо

Контроль знаний и умений

Контроль знаний и умение студентов - один из главных элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависит эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалистов. Благодаря контролю между преподавателем и студентом устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса

Функции контроля

Проверочная функция. Показатели контроля служит главным основанием для суждения о результатах учения. Данные контроля констатируют не только результаты и оценку учебной деятельности отдельных студентов и преподавателей, но и состояние учебно-воспитательной работы всего колледжа.

Обучающая функция. В ходе контроля происходит повторение, закрепление и совершенствование знаний путем уточнения и дополнения, переосмысливание и обобщение пройденного материала. Контроль способствует формированию умений и навыков рационально организовывать учебную деятельность, самостоятельно овладевать знаниями.

Развивающая функция. Контроль заключается в том, что он дает возможность для развития меткости студента, формирования его познавательных способностей. Контроль протекает в условиях обостренной работы внимания, мышления, воображения. При любой проверке студент воспроизводит усвоенное, перерабатывает и систематизирует имеющиеся знания, делает выводы, обобщения, проводит доказательство, что эффективно содействует развитию обучения.

Воспитательная функция заключается в воспитание чувства ответственности и активной учебной деятельности. Правильно осуществляющий контроль преподаватель имеет возможность постоянно побуждать студентов к совершенствованию своих знаний и умений, к развитию потребности в самоконтроле.

Методическая функция. Организуя контроль, преподаватель анализирует результаты своей работы, оценивает свои методы преподавания, выбирает оптимальные варианты обучающей деятельности.

Контроль должен быть: 

  • Планомерным и систематическим, т.е. осуществляться в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса. Регулярность контроля позволяет своевременно выявлять, исправлять ошибки;
  • Объективным, позволяющим реально оценивать успехи и недостатки учебной деятельности студентов. Объективность определяется обоснованностью целей и содержания обучения, требований к знаниям умениям и навыкам студента, соответствиям содержания проверочных заданий целям проверки;
  • Всесторонним, т.е. более полно выясняющим фактический уровень усвоения студентами учебной информации, охватывающим все разделы программы;
  • Индивидуальным, т.е. учитывать психолого-физиологические особенности студентов. Требования предъявлять ко всем одинаковые, но принимать во внимание индивидуальные качества каждого (природной медлительности, робость, застенчивость, измененную самоуверенность, физические недостатки);
  • Экономичным по затратам времени преподавателя и студентов, обеспечивающим анализ проверочных работ, и их обстоятельную оценку в короткий срок;
  • Педагогически тактичным, т.е. осуществляться в спокойной деловой обстановке. Не следует торопить студентов с ответом или прерывать вопросом. Все замечания, указания и оценки необходимо делать в тактичной и доброжелательной форме.

Виды контроля. 

Предварительный контроль. Служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определять наличный (исходный) уровень знаний и умений студента, чтобы использовать его как фундамент. На основании данных предварительного контроля преподаватель вносит коррективы в КТП, определяет каким разделам программы больше уделить внимание, намечает пути устранения выявленных пробелов студентов.

Текущий контроль. Основной вид проверки знаний, умение навыков студентов. Его задача - регулярное управление учебной деятельности студентов и ее корректировка. Он позволяет получать первичную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала, а также стимулировать регулярную, напряженную и целенаправленную работу студентов. Этот контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением закрепляемым повторением и применением учебного материала.

Нельзя допускать больших интервалов в контроле каждого студента. Иначе студенты перестают регулярно готовиться к занятиям, а, следовательно, и систематически закреплять пройденный материал.

Периодический (рубежный) контроль позволяет определять качество изучения студентами учебного материала по разделам, темам, предметам. Обычно такой контроль проводится несколько раз в семестр. Примером такого контроля могут служить контрольные работы, контрольно – учебные и обобщающие занятия, зачеты.

С помощью периодического контроля обобщаются и усваиваются целые разделы (тема, выявляется взаимосвязями с другими разделами, предметами) Контроль охватывает студентов и всей группы и приводится в виде устного опроса, письменных и графических, практических работ.

Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявления степени освоения студентами освоения системой знаний, умений и навыков, полученных в результате изучения отдельного предмета или ряда дисциплин. Итоговый контроль осуществляется на семестровых и переводных экзаменах, квалификационных испытаниях, государственных экзаменах, защите дипломной работы, проектов.

Итоговые семестровые оценки по предметам, не выносимым на экзамены, выставляется по результатам текущего и исследовательского контроля. При переводе студентов на следующий курс они приравниваются к экзаменационным оценкам.

Методы контроля.

Это способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которых выявляется усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями и навыками.

Устный опрос, устанавливает непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает информацию об усвоении студентами учебного материала. 

Различают:

  • Фронтальный опрос, который проводится в форме беседы преподавателя с группой и вовлекает в активную умственную работу всех студентов. Вопросы должны допускать краткую форму ответа. С помощью такого опроса проверяется выполненное домашнее задание, выясняется готовность к изучению нового материала, определяет усвоение нового материала, проверяется подготовка студентов к выполнению лабораторных, практических занятий;
  • Индивидуальный опрос предполагает постановку таких вопросов, которые требуют развернутого ответа. Вопросы должны быть четкими, ясными, конкретными, иметь прикладной характер, охватывать основной изученный материал. С целью активизации групп или ответа товарища можно предположить ей составить план ответа, дать рецензию, подготовить дополнительный опрос, дополнить ответ и т.д.

Заключительная часть устного опроса - подробный анализ ответов студентов, где отмечаются положительные стороны, указываются недостатки, делается вывод о том, как изучен материал.

Письменная проверка используется во всех видах контроля и осуществляется как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе (выполнение домашних заданий).

Письменные работы по содержанию и форме:

  • диктанты (математические, химические, биологические, экономические и др.); 
  • сочинения;
  • решение задач и примеров; 
  • составление тезисов; 
  • выполнение чертежей, схем;
  • подготовка различных ответов, рефератов;
  • контрольные работы (по конкретным вопросам);
  • самостоятельные работы (учитывают индивидуальные особенности студента);
  • домашние контрольные работы (10-15 дней) охватывают большой раздел учебной программы, требуют работы с книгой и другими материалами.

Практическая проверка позволяет выявить умения применять полученные знания на практике. Этот метод используется при изучении общеобразовательных, общетехнических и особенно специальных дисциплин. Предлагаются самые разнообразные задания: произвести различные измерения, осуществить сборку, наладку, разработать документацию, выполнить практическую работу, проанализировать производственную информацию и т.п. Широко применяются для контроля решение профессиональных задач, деловые игры и т.д.

Стандартизованный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей задания и эталона.

Задания бывают:

  • альтернативные, когда студент должен ответить «да» или «нет»; 
  • множественного выбора, предлагает выбор одного ответа из нескольких (пяти, шести);
  • перекрестного выбора, т.е. задание на сопоставление, которое устанавливает соответствие между несколькими вопросами и несколькими ответами, записанными в произвольном порядке;
  • с конструированными ответами, выполняются путем внесения дополнений, формул, определений и т, п.

Эталон представляет образец правильного и последовательного выполнения задания.

Формы контроля

Учебные планы и программы средних профессиональных учебных заведений предусматривают следующие формы организации контроля знаний и умение студентов.

Обязательные контрольные работы проводятся, как правило, после завершения изучения тем или узловых вопросов. Тематика контрольных работ разрабатывается преподавателем, рассматривается на заседании кафедры и утверждается.

Сроки проведения целесообразно определять таким образом, чтобы избежать перегрузки студентов. Целесообразно составлять график проведения, рационально распределив работы в течение семестра.

Используются следующие виды контрольных работ:

  • теоретические, проверяют усвоение основных теоретических работ;
  • практические, проверяют умения применять полученные знания для решения конкретных задач;
  • комплексные, содержат задания теоретического и практического характера.

При проверке контрольных работ преподаватель исправляет каждую ошибку и определяет полноту изложения вопроса, качество и точность расчетной и графической части, учитывает развитие письменной речи, четкость и последовательность изложения мыслей.

Зачет как форма промежуточной аттестации студентов предусматривается по дисциплинам:

  • которые согласно учебному плану изучаются на протяжении нескольких семестров;
  • на изучение которых, согласно рабочему учебному плану, отводится наименьший, по сравнению с другими, объем часов обязательной учебной нагрузки;
  • знания, умения и навыки по которым не являются определяющими для изучения последующих дисциплин.

Основанием для выставления зачета по дисциплине могут являться:

  • текущие оценки успеваемости студентов;
  • результаты классной контрольной работы;
  • результаты защиты домашней контрольной работы;
  • результаты выполнения лабораторных работ и практических занятий и др.

Курсовое и дипломное проектирование - важнейшая форма проверки овладения студентами теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками.

Задание для курсового и дипломного проектирования отбирают с конкретным производственным содержанием.

Дипломное проектирование, являясь завершающим этапом обучения и заключительной формой контроля, обеспечивает глубокую и систематическую проверку подготовленность студентов к профессиональной деятельности.

Защита диплома происходит на открытом заседании Государственной квалификационной комиссии. Эта комиссия на основании анализа выполнения дипломного проекта (пояснительной записки и графической части), заключения руководителя проекта, рецензии на проект, результатов защиты дает объективную оценку уровню знаний, умений дипломника и готовность молодого специалиста к самостоятельной работе.

Семестровые и переводные экзамены. Являются ведущими и наиболее значительными формами организации контроля. Форма проведения экзамена по дисциплине (устная или письменная) определяется преподавателем дисциплины в начале семестра и доводится до сведения студентов.

Государственные экзамены - заключительная форма контроля, направленная на комплексную проверку подготовки будущего специалиста к работе.

Экзаменационные билеты для устного экзамена и задания письменных экзаменационных работ составляют преподаватели, обсуждаются на заседании кафедры и утверждаются не позднее, чем за месяц до сессии заместителем директора по учебно-методической работе.

Оценка знаний и умений студентов.

Требования к оценке знаний и умений:

  • Объективность. Оценка должна отражать действительно уровень усвоения учебного материала, предусмотренного программой, а также насколько сознательно и кратко студент владеет этим материалом, самостоятельно его использует.
  • Индивидуальный характер означает, что оценка фиксирует результат сугубо индивидуального процесса, уровень знаний конкретного студента.
  • Гласность. Оценка, будучи оглашенной, оказывает воздействие на студента, которому она дана, так как она получает корректирующую информацию. Оценка оказывает воздействие и на группу, которая соотносит знания и умения с требованиями контроля и выливается в форму сооценки с их стороны.
  • Обоснованность. Оценка должна быть мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой и мнением коллектива студентов. Обоснованность - необходимое условие сохранений авторитета преподавателя и престижа его оценки в глазах студентов.

В педагогической теории и практики принято различать итоговую и текущую оценку.

Итоговая оценка характеризует достижения студентов в целом, уровень его обученности в соответствии с требованиями учебной программы. 

Текущая оценка является педагогическим инструментом, регулирующим взаимодействие преподавателя и студента в учебном процессе. Преподаватель в индивидуальном порядке показывает студенту уровень его конкретных достижений, усилий. По текущей оценке можно судить о прилежности и старательности студента, но трудно делать заключение о его общем развитии. Именно поэтому, итоговая оценка не должна быть средней арифметической от текущих.

Пока нет общепринятых критериев оценки. Исходный момент в оценке - ориентация на желаемый результат. С ним сопоставляются достигнутый реальный результат.

Учебную деятельность студентов можно оценивать следующим образом (по примерным критериям):

  • "5" - за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент легко ориентируется, понятийным аппаратом, умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная отметка предполагает грамотное, логическое изложение ответа (как в устной, так и в письменной форме), качественное внешнее оформление;
  • "4" - если студент полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание, форма ответа имеют отдельные неточности;
  • "3" - если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения;
  • "2" - если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач;
  • "1" - за полное незнание и непонимание учебного материала или отказа отвечать.

Внимание! 28 января в 14.00 ждём абитуриентов и их родителей на День открытых дверей. Участники смогут подробнее узнать о колледже и пройти тест-драйв по нашим специальностям
Звоните (4012) 56-34-19, 93-51-31
×