Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Промо 2

Педагогические технологии в современном образовании

В современной психолого-педагогической литературе последних лет довольно часто встречается понятие «инновация», «педагогические технологии», «технологии обучения» и т.п.

«Технология» как научный термин берет свое начало от греческого «tehne» (искусство, мастерство умение) и «logos» (наука).

В дальнейшем понятие «технология» стало достаточно широко использоваться и в других сферах деятельности, т.е. приобрело более широкое толкование. По выражению Э. де Боно, технология - это процесс производства чего-либо полезного на основе использования знания. В настоящее же время понятие «технология» используется не только в промышленности, но также в области науки и образования.

Технология с одной стороны связана с определенной системой деятельности, включающей те или иные нормативно зафиксированные способы деятельности, систему средств, обеспечивающих ее реализацию. С другой стороны, введение новой технологии ведет к изменению не только самой деятельности, но и вызывает существенную перестройку целевых установок, системы конкретных знаний, необходимых для ее реализации.

Изучение и анализ научно-педагогической литературы показали, что понятие «педагогическая технология» у многих авторов имеет разное толкование, например:

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Технология обучения - это цепочка действий и операций направленных и ориентированных на результат.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. При этом под объектом педагогической технологии понимается структура и логика конструирования педагогического процесса, способы его организации по реализации педагогических целей в соответствии с теми или иными принципами и условиями.

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. В нашем понимании технология - это цепочка действий и операций, ориентированных на результат.

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Из приведенных выше характеристик можно выделить наиболее существенные признаки и характеристики педагогических технологий:

  • технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основу которого положена определенная методологическая, дидактическая, психологическая, философская позиция авторов или авторского коллектива;
  • технологическая цепочка составляющих ее действий, операций и связей реализуется в полном соответствии с принятыми целевыми установками и конкретными ожидаемыми результатами;
  • технология обучения предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося с учетом возможностей индивидуализации и дифференциации обучения, и использования технических, в том числе компьютерных средств обучения;
  • любая технология обучения разрабатывается и реализуется как решение многокритериальной задачи с получением максимальных планируемых результатов при минимуме затрачиваемых на это средств и труда;
  • педагогические технологии планируются с учетом того, что они могут быть воспроизведены любым педагогом и обеспечат достижение намеченных результатов всеми учащимися;
  • технологии обучения непременно включают в себя различные диагностические (дидактические, психологические, социометрические и др.) процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности субъектов педагогического процесса.

Непосредственно проблема педагогических технологий обучения раскрывалась в работах Е.Р. Аргунова, А.В. Беспалько, В.П. Беспалько, И.В. Борисовой, А.С. Вербицкого, А.М. Воронина, В.В. Гузеева, А.Е. Денисова, О.В. Долженко, Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, Г.В. Латышева, Т.А. Машаровой, Е.И. Машбица, Г.И. Михайлевской, В.Ю. Питюкова, В.В. Серикова, В.Д. Симоненко, И.Ф. Талызиной, А.И. Уман, О.К. Филатова, А.И. Яковлева, Ф. Янушкевича.

В технологическом подходе к образовательному процессу выделяются:

  • постановка целей и их максимальное уточнение с ориентацией на достижение результатов;
  • профилирование содержания;
  • постановка материалов и организация всего хода учебно-воспитательного процесса в соответствии с учебными целями;
  • оценка текущих результатов;
  • коррекция компонентов учебного процесса, направленная на достижение целей;
  • заключительная оценка результатов и новое целеполагание.

Технология обучения определяется как совокупность действий по отбору и определению порядка и последовательности использования дидактических средств, организации форм и методов обучения.

Технология обучения - процесс реализации содержания обучения, обеспечивающий наиболее эффективное достижение поставленных целей. Классификация технологий обучения:

По объекту воздействия:

  • обучение школьников;
  • повышение квалификации и переподготовка специалистов.

По предметной среде:

  • для технических дисциплин;
  • для естественных дисциплин;
  • для гуманитарных дисциплин;
  • для специальных, художественных дисциплин и др.

По применяемым средствам:

  • информационные;
  • видеотехнические;
  • проблемно-деятельностные;
  • рефлексивные и др.

По организации учебного материала:

  • индивидуальные;
  • коллективные;
  • смешанные.

По методической задаче:

  • технология одного предмета;
  • технология одного средства;
  • технология одного метода.

Процесс разработки технологии обучения можно представить следующим образом:

Создание технологии обучения

1. Элементы технологии:

  • описание педагогических технологий (методология и теория);
  • приоритет цели, соотношение с конечным результатом;
  • конкретизация цели;
  • моделирование педагогического процесса;
  • проектирование желаемого результата;
  • отбор материала;
  • диагностика и контроль;
  • система коррекционных мер;
  • подготовка преподавателей;
  • подготовка студентов.

2. Организация учебного материала:

  • отбор наиболее значимого содержания;
  • структурирование учебного материала;
  • отбор примеров и доказательств с учетом получаемой специальности;
  • определение учебно-творческих задач и заданий, направленных на формирование навыков и умений.

3 Моделирование педагогического процесса (выбор форм и организации учебного процесса или вида учебных занятий):

  • лекции;
  • семинары;
  • практические занятия;
  • самостоятельная работа;
  • индивидуальная работа и др.

Выбор методов обучения:

  • информационные;
  • репродуктивные;
  • проблемно-поисковые;
  • репродуктивно-творческие и др.

Выбор средств обучения и учебного оборудования:

  • учебники и учебные пособия;
  • наглядные пособия;
  • информационные материалы и аудиовизуальные средства обучения;
  • программно-методическое обеспечение для ЭВМ;
  • специальное оборудование;
  • дидактические материалы;
  • технические средства обучения и др.

Все это направлено на компетенции, которые состоят из:

  1. Изучать (эстетическое восприятие произведений художественной культуры (живописи, графики, скульптуры, архитектуры и т.п.));
  2. Думать (над созданием работы, синтезе творчества и т.п.);
  3. Искать (новые пути в решении учебно-творческих заданий и упражнений и т.п.);
  4. Творить (приниматься за дело);
  5. Сотрудничать (в ходе обучение с педагогом, сокурсниками, трудиться индивидуально и в группе);
  6. Адаптироваться (к творческому процессу и процессу обучения в новых условиях).

В итоге можно сказать, что технология обучения складывается из четырех основных элементов: форм, средств, диагностики, методов и приемов обучения и содержания.


Внимание! Ждём абитуриентов и их родителей ежедневно с 9.00 до 18.00, в субботу с 9.00 до 16.00
Начался набор на заочную форму обучения
Звоните (4012) 93-40-72, 93-51-31
×