Типология уроков
Тип урока |
Вид урока |
1. Урок изучения нового материала (сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков) |
1 - урок-лекция; 2 - урок-беседа; 3 - урок с использованием учебного кинофильма; 4 - урок теоретических или самостоятельных практических работ (исследовательского типа); 5 - урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке) |
2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) |
1 - урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений); 2 - урок - лабораторная работа; 3 - урок практических работ; 4 - урок -экскурсия; 5 - семинар |
3. Уроки обобщения и систематизации |
Сюда входят основные виды всех пяти типов |
4. Уроки контрольные (учета и оценки знаний, умений и навыков) |
1 - устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос); 2 - письменная проверка; 3 - зачет; 4 - зачетные практические и лабораторные работы; 5 - контрольная (самостоятельная) работа; 6 - смешанный урок (сочетание первых трех видов) |
5. Комбинированные уроки |
На них решают несколько дидактических задач |
Типология уроков С. В. Иванова
- вводные уроки; уроки первичного ознакомления с материалом;
- уроки образования понятий, установление законов, правил;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки повторения и обобщения;
- контрольные уроки;
- смешанные или комбинированные уроки.
Типология уроков И. Н. Казанцева
- уроки с разнообразными видами занятий;
- уроки в виде лекций;
- уроки в виде беседы;
- уроки-экскурсии;
- уроки с использованием учебного кинофильма, телепередачи;
- уроки самостоятельной работы студентов на занятиях;
- лабораторные и другие практические занятия.
Типология уроков В. А. Онищука
- урок усвоения новых знаний;
- урок освоения новых умений и навыков;
- урок комплексного применения знаний;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок.
Нетрадиционные уроки. Сегодня они очень разнообразны, это и:
- урок - деловая, ролевая игра;
- урок - конференция, пресс-конференция;
- урок - соревнование, состязание, «хоккей»;
- урок - КВН;
- урок творчества;
- урок - бенефис;
- урок - конкурс;
- интегрированный урок;
- урок - аукцион;
- урок - парадокс;
- урок - экскурсия;
- урок - путешествие;
- урок - «Что? Где? Когда?»;
- урок - литературная гостиная;
- урок - обобщение «Вхождение на вершину»;
- урок - «Следствие ведут знатоки»;
- урок - «Суд идет»;
- урок - урок на производстве;
- урок - референдум;
- урок - музыкальный салон;
- урок в картинной галерее, в лесу, в поле, у реки;
- урок на вернисаже, в театре;
- урок - «Спрашивай - отвечаем» и др.
Нетрадиционный урок - это урок, выходящий за рамки традиционного урока. Он несет в себе элементы нового, рассчитан на совместную взаимообогащающую работу преподавателя и студента.
Признаки нетрадиционного урока:
- Изменение временных рамок - нерегламентированный урок.
- Место проведения урока - не только аудитория учебная, но и цех завода, фирма, лес, поле и т.д.
- Использование внепрограммного материла, углубленное проблемное рассмотрение взятой темы
- Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством, как студентов, так и самого преподавателя.
- Возможность привлечения для организации и обеспечения необходимого содержания людей разных профессий
- Создание эмоционального подъема, ситуаций успеха для каждого студента с учетом его возрастных, личностных особенностей, индивидуальных способностей и интересов.
- Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке
- Создание временной инициативной группы, групп «специалистов» из числа студентов при подготовке к уроку.
Советы педагогам:
- не отвергать, даже кажущиеся невероятными формы нестандартных уроков, виды деятельности, предложенные студентами;
- смело уходить от надоевшего шаблона, заорганизованности, регламентации деятельности и обучения на уроке;
- больше творчества, но творчества, направленного не на идею развлечения на уроке, а на идею познания в наиболее приятной и легкой форме.
Многих интересует методика нестандартных уроков. Ее нельзя скопировать. В каждом конкретном педагогическом случае она будет специфична. Ведь все педагоги, разные и имеют разный уровень педагогического мастерства.