Дидактические принципы
Педагогические технологии, их организация и реализация зависят от требований ведущих дидактических принципов. «Дидактика» — это раздел науки педагогики, представляющий собой теорию обучения и образования, отвечающий на вопрос: «Как обучать?».
Дидактические принципы или принципы обучения — это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые называют определенную систему
исходных, основных дидактических требований к содержанию, процессу обучения, методам, приемам, средствам и формам его организации.
Руководствуясь принципами обучения при организации учебного процесса, каждый преподаватель должен знать, что их требования направляют всю его деятельность: они помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения, они же диктуют и поведение преподавателя во время занятия.
К ведущим принципам обучения относятся следующие:
-
принцип целенаправленности;
-
научности;
-
связи обучения с жизнью;
-
систематичности и последовательности;
-
сознательности и активности;
-
наглядности обучения;
-
доступности;
-
интегративного подхода;
-
воспитывающего и развивающего обучения;
-
принцип прочности.
Преподавателю необходимо не только просто знать эти принципы, но и реализовать их требования при организации педагогических технологий. Каковы их
требования?
Вот одни из важнейших и главнейших:
Принцип целенаправленности
Принцип целенаправленности реализуется через главную цель основных направлений развития среднего профессионального образования, что выражается в
создании организационных, методических и содержательных основ проведения в жизнь государственной политики в области среднего профессионального образования, в ускорении его адаптации у изменяющимся условиям России.
Требования принципа целенаправленности:
-
соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации;
-
обучения главным задачам средних специальных учебных заведений;
-
соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации;
-
обучения учебному плану и программам по специальности.
Принцип научности
Требования принципа:
-
наличие у студентов системы теоретических знаний;
-
достоверность фактов, явлений, закономерностей;
-
научная аргументация практических выводов, действий.
Принцип связи обучения с жизнью
Требования принципа:
-
профессиональная направленность всего учебно-воспитательного процесса;
-
получение ответа на вопрос где, когда и как можно использовать приобретенные знания и в жизни и на производстве.
Принцип систематичности и последовательности
Требования принципа:
-
строгое, логичное расположение учебного материала как в учебной программе, так и в методах передачи знаний студентам;
-
последовательное овладение студентами знаниями, умениями и навыками и одновременное их применение на практике.
Принцип сознательности и активности
Его требования:
-
учет «двусторонности» характера учебного процесса;
-
необходимость вызвать у студентов желание работать самостоятельно, творчески;
-
эффективное включение в учебный процесс активных методов, форм обучения;
-
включение студентов в процесс самостоятельного добывания знаний;
-
развитие у студентов научного мышления и профессионального творческого подхода к приобретению знаний, умению самостоятельно и свободно использоваться ими для решения конкретных производственных задач.
Принцип наглядности
Его требования:
-
четкое определение дидактической цели использования наглядности;
-
порядок и методика показа;
-
выбор целенаправленного количества наглядности;
-
последовательность демонстрации;
-
сочетание отдельных видов наглядности;
-
включение студентов в самостоятельный анализ наблюдаемых объектов;
-
соблюдение требований культуры показа;
-
психологические требования к оформлению наглядности;
-
наличие вывода преподавателя.
Принцип доступности
Его требования:
-
учет образовательного уровня студентов;
-
учет познавательных возможностей студентов;
-
учет профессиональной подготовки, характера и опыта студентов;
-
учет возрастных особенностей студентов;
-
учет потребностей и интересов студентов.
Принцип интегрированного подхода
Его требования:
-
одновременное использование различных форм и методов обучения в преподавании родственных предметов для решения профессиональных и жизненно важных проблем.
Принцип воспитывающего и развивающего обучения
Его требования:
-
правильное определение ведущих целей обучения: познавательной, воспитывающей, развивающей;
-
формирование у студентов в ходе занятия научного мировоззрения;
-
воспитание чувств патриотизма, гражданственности, гуманности, интеллигентности, формирование навыков культурного поведения, дисциплинированности;
-
развитие самостоятельности, инициативы, творчества;
-
развитие познавательных способностей и творческих сил (умение анализировать, обобщать, выделять главное, сравнивать, сопоставлять, делать самостоятельные выводы).
Принцип прочности
Его требования:
-
эффективно реализовать требования вышеперечисленных принципов;
-
педагогически целесообразно и четко организовать повторение, закрепление полученных знаний, формировать умения и навыки использования этих знаний на практике;
-
систематически контролировать оценивать приобретенные студентами знания, умения и навыки;
-
осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к студентам в процессе организации учебно-воспитательной работы.
Перечисленные выше требования ведущих принципов обучения, являются как бы стержневой основой для современных педагогических технологий.
Каковы же составные современных педагогических технологий (СТП), каково их содержание? Охарактеризуем их в той логической последовательности, в которой они представлены в нашей формуле: СПТ= цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.
Сегодня в условиях реформирования экономики и образования, исходя из закона об образовании, цель воспитания и обучения студентов трактуются несколько по-новому - формирование у них общечеловеческих ценностей.
Сущность этих ценностей в задачах воспитания и обучения: формирование у студентов качеств гуманности, гражданственности, патриотизма, интеллигентности, личностных, профессиональных качеств и др.
Спецификой решения этих задач является включение каждого студента в практическую, полезную, именно каждому, деятельность.
Что же касается содержания обучения, оно определяется учебно — планирующей документацией: учебными планами, программами, учебниками, учебно-методическими материалами.